Праздник Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы

Предмет и цель праздника

Праздник, совершаемый Церковью 8 сентября, имеет предметом своим воспоминание и прославление Рождения Божией Матери; нравственная же цель его состоит в том, чтобы родителям напомнить о рождении детей, по примеру Иоакима и Анны, не в похоти плоти, а в страхе Божием, и всем вообще — внушить мысль о христианском провождении жизни по примеру Пресвятой Девы, Которая от утробы матерней соделалась Храмом Святого Духа.

Начало его

Некоторые начало этого праздника относят к VII веку, но есть свидетельство о существовании его не только в VI и V, но даже в IV столетии. Так:

1. Григорий Великий, живший в конце VI и начале VII веков, в своем Антифонарии и Сакраментарии (Таинственнике) определяет уже службу на 8 сентября для Рождества Богородицы.

2. Есть указание на праздник сей и в древнейшем римском Сакраментарии, который издан кардиналом Томазием и который, по суду ученых, есть тот же самый, которым руководствовались святой Лев, живший в первой половине V столетия, и некоторые из его предшественников.

3. Еще есть на праздник этот «Беседы», говоренные такими отцами, которые жили в V веке, как то: «Беседы» Прокла Константинопольского, Кирилла Александрийского и Максима, епископа Галликанского.

4. Находят также беседы на сей праздник у Августина, Златоуста, Амвросия и других писателей IV века.

5. Особенно же важно в нашем случае то, что о нем упоминается в 418 правиле Номоканона, заимствованного (как уже замечено) у отцов Неокесарийского Собора, держанного в 315 году.

Таким образом, должно полагать, что праздник Рождества Богородицы получил свое начало не позже V века; хотя до VII, может быть, не был праздником всеобщим и торжественным.

Служба

Служба на праздник Рождества Богородицы, находящаяся в нашей Месячной минее, составлена разными отцами Восточной Церкви; на великой вечерне три первые стихиры есть произведение Сергия, Константинопольского патриарха, жившего в VII веке; три последние — Стефана, епископа Святоградского, жившего в VI веке; на литии две первые — того же Стефана, две следущие — Анатолия, патриарха Цареградского (V века), последняя — Сергия; на стиховне три первые — Германа, патриарха Константинопольского, жившего в VIII веке; последняя — Сергия; из канонов один — Иоанна Дамаскина (VIII в.), а другой — Андрея Критского, жившего в VII веке. Остальное — неизвестно, кому принадлежит.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник, как уже сказано, можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста, Прокла, Кирилла Александрийского, Максима Тавринского, Гильдефонса; Андрея Критского и Дамаскина.

Продолжение праздника

Празднование Рождеству Богородицы продолжается с 7 до 12 сентября включительно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *