Праздник Воздвижения Честного Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного Креста Господня

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 сентября, в воспоминание обретения Животворящего Древа Креста. Это важное событие последовало таким образом: Константин Великий, испытав во многих случаях силу Креста Христова против врагов, возымел желание найти настоящий Крест Христов. С этим намерением, вскоре по окончании Вселенского Никейского Собора, поспешила в Иерусалим мать его, царица Елена. Благочестивое намерение этой великой жены увенчалось успехом. Престарелый евреянин Руда, зная по изустному преданию место сокровения Креста под Венериным капищем, предложил раскопать основание его. Елена и окружавшие ее христиане пришли в неописанный восторг, нашедши там три креста. Чудо разрешило недоумение, на котором из них был распят Спаситель. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел прикладывать три креста к мертвецу. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего мертвый воскрес. Таким образом уверились, что это Животворящее Древо есть истинный Крест Христов. Бесчисленное стечение народа по этому случаю не позволяло тотчас каждому лобызать это драгоценное сокровище, поэтому многие изъявляли желание, по крайней мере, видеть оное. Патриарх Макарий, чтобы удовлетворить святому требованию, восшед на возвышенное место, воздвиг Честное Древо крестное и благословил им народ. Это действие дало название празднику, который потом был учрежден в воспоминание обретения Креста. Происшествие сие, послужившее к обращению многих иудеев и язычников к христианству, случилось в 326 году. О нем говорят: святой Кирилл Иерусалимский; святой Амвросий и святой Павлин. Нет сомнения, что праздник в воспоминание этого события установлен был сразу после его совершения. Это доказывают слова Златоуста из «Беседы» на Пятидесятницу и беседы Кирилла. Последний, будучи поставлен епископом Иерусалимским, спустя 25 лет по обретении Креста Господня, говорил о сем событии к своим слушателям, как к очевидным оного свидетелям. Поскольку императрица Елена обрела Честный и Животворящий Крест Христов в пасхальное время, то праздник Воздвижения в Греческих Церквах совершался прежде на другой день Пасхи. Во время греческого императора Фоки (614 г.) персидский царь Хозрой, по взятии Иерусалима, лишил иерусалимлян древа Креста Христова и поверг их в уныние, как некогда филистимляне, взяв в плен кивот, привели иудеев в отчаяние; но сын Хозроя, Сирой, одолженный диадимой императору Ираклию, возвратил из Персии безцен-ную святыню христиан. Обрадованная этим событием, случившимся, вероятно, 14 сентября, Греческая Церковь отнесла к этому времени и усугубила празднество Воздвижения Честного Креста Господня, назвав его всемирным и великим христианским праздником.

Примечание. На Западе праздник Воздвижения, известный под именем Обретения Святого Креста и совершаемый 3 мая, начал быть отпрарляем во всех Церквах уже в VI веке, а до этого времени совершался только в одном Риме.

Нравственная мысль праздника

Празднование в честь Воздвижения Креста Господня и поклонение Животворящему Древу, на котором благоволил распяться Христос нашего ради спасения, напоминают христианину об обязанности самоотвержения и распятия плоти своея со страстъми и похотъми (Гал. 5; 24). Если кто хочет идти за Мною, — говорит Спаситель, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9; 23) и: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10; 38).

Особенности

Праздник Воздвижения Честного Креста имеет две особенности, а именно:

1. Под конец утрени совершается поклонение Кресту, который для этого выносится из алтаря с особенной церемонией и пять раз медленно ниспущается и возвышается (что, однако же, в Великой России бывает не во всех Церквах) настоятелем Церкви, держащим Крест на своей главе. Этим обрядом указывается на действие, бывшее при обретении Креста, когда воздвигнут он был Патриархом для показания его народу и при котором, как говорит предание, пел, так же как и ныне, многократно: «Господи помилуй!»

2. В честь Распятого на Кресте праздник Воздвижения соединен с постом. Эта особенность получила начало свое от императора Ираклия, который, возвратив из Персии Святой Крест, нес его в храм в простой одежде и с необувенными ногами и заповедал потому праздник сей провождать в посте.

Происхождение службы

В службе на праздник Воздвижения Креста Господня из стихир на литии первые три принадлежат Андрею Иерусалимскому, или, что то же, епископу Критскому (VII в.), четвертая — Феофану Исповеднику, жившему в конце VIII и начале IX столетия, пятая — Киприану Монаху, неизвестно, когда жившему, шестая и седьмая — Льву Деспоту, может быть, императору Льву Мудрому, который составил некоторые песнопения для употребления в Церкви, восьмая и девятая — Анатолию, патриарху Константинопольскому (V век), последняя из стихир стиховных есть произведение Иоанна Монаха, то есть Дамаскина; канон есть творение Космы Иерусалимского, Маюмского епископа.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник встречаются в сочинениях Златоуста, Максима, Кирилла Александрийского, Исидора Пелусиотского, Софрония Иерусалимского, Андрея Критского, Феофана Студийского.

Продолжение праздника

Празднование Воздвижения Креста продолжается девять дней: начинается 13 сентября, а оканчивается 21 числа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *