Молитва священномученику Гермогену, епископу Тобольскому и Сибирскому.
Житие священномученика Гермогена Тобольского
История обретения мощей
АКАФИСТ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ГЕРМОГЕНУ ЕПИСКОПУ ТОБОЛЬСКОМУ
В нашем храме находится частица мощей священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского.
Каждый пришедший в храм может обратиться с молитвенной
помощью к святому, заказать молебен.
Святитель Гермоген (в миру — Георгий Ефремович Долганов, 1858-1918 гг.) управлял Тобольской епархией в 1917-1918 гг. и принял мученическую смерть от большевиков летом 1918 г. в с. Покровское близ Тобольска. Мученическую кончину предрекал ему в 1906 г. св. прав. Иоанн Кронштадтский, который писал: «Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
На Архиерейском соборе 2000 года епископ Тобольский и Сибирский Гермоген был причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Молитва священномученику Гермогену, епископу Тобольскому и Сибирскому.
О, пастырю добрый, священномучениче Гермогене, ты бо Христа Иисуса всею душею возлюбил еси, и от юности тому усердно послужив, в учительстве добре подвизался еси и епископство достойно восприяв, Церкви Православной послужив, многие скорби претерпел еси веру сохранив и Бога прославив, напоследок же мученическим венцем венчался еси и ныне в Небесных обителях пребываяй паству свою назираеши и духовно окормляеши. Услыши молебный глас чад своих, пред святым твоим образом предстоящих и место погребения твоего чтущих, и заступника и ходатая тя пред Господом ведуще, умоли Господа, да утвердит в стране Российской веру православную, да дарует пастырем и пастве ревность о благочестии и спасении, отроком учащимся наук разумение, всем же друг ко другу любовь и согласие, заблудших да обратит и соединит Церкви Своей святей, ереси, расколы да упразднит, и вся православныя христианы да спасет и помилует и сподобит Небесного Царствия, идеже ты радостно по трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святого Духа, в безконечные веки. Аминь.
Тропарь свщ. мч. Гермогену Тобольскому, гл. 7
Во святителех дивен показался еси / ревностию по Бозе окрыляем священномучениче Гермогене. / И пастве Сибирстей путевождь во страданиях являяся / с Державнствующим узы и заключения разделяя / и страдальчески путь скончавши / на небесех мзду трудов твоих восприял еси / молися за народ наш ко Господу.
Кондак свщ. мч. Гермогену Тобольскому, гл. 4
Подвиг святительский добре свершившего / и течение мученическое мужественно скончавшаго / прославляем тя Священномучениче Гермогене яко предстателя тя пред Господем / за страну Российскую.
Величание:
Величаем тя / священномучениче Гермогене / и чтим честная страдания твоя / яже за Христа претерпел еси.
Житие священномученика Гермогена Тобольского
«Исполненный глубокой, пламенной веры, он является не кабинетным администратором, не далеким от жизни ученым, а живым, практическим деятелем, чутко и горячо отзывающимся на духовные нужды своей паствы, не находящим себе ни минуты покоя, жаждущим быть на народе, молиться с ним, утешать его, наставлять его, нести на себе его немощи и болезни. Это Архипастырь, по преимуществу, народный, и народ саратовский полюбил и оценил его…»
Протоиерей Сергий Четвериков, 1911 г.
Будущий свт. Гермоген (в миру Георгий Ефремович Долганев) родился 25 апреля 1858г. в семье священника Херсонской епархии. Георгий окончил полный курс юридического факультета в Новороссийске, здесь же прошел курсы математического и историко-филологического факультетов. Затем поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где и принял монашество с именем Гермоген.
В 1892 г. он рукоположен в сан иеромонаха. В 1893г. окончил академию и был назначен инспектором, а затем и ректором Тифлисской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Деятельность Гермогена на Кавказе, распространившаяся гораздо далее семинарских стен, стала подготовкой к его святительскому служению.
14 января 1901 г. в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архим. Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. На Вольской кафедре владыка Гермоген пребывает два года, и это время связано со значительным оживлением церковной жизни в Вольске. 21 марта 1903 г. он назначен епископом Саратовским и Царицынским и вызван для присутствия в Святейшем Синоде.
Служение владыки на Саратовской кафедре отличалось неослабевающим го-рением духа: процветала его трудами миссионерская деятельность, устраивались религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам владыка, он же и руководил ими. Владыка часто объезжал приходы епархии и служил с таким благоговением, трепетом и молитвенным настроем, что многие плакали от умиления и духовной радости. Большое число верующих собиралось на вечерни с акафистом пред чудотворным образом Спаса Нерукотворного, совершаемые им по средам в Троицком соборе Саратова.
Особое значение епископ придавал печатному слову. В епархии была создана комиссия по изданию брошюр, листков, картин и изображений духовного и религиознонравственного содержания для распространения их в народе. Был преобразован и расширен епархиальный печатный орган «Саратовский духовный вестник», учрежден еженедельный «Братский листок». Широко развивалась благотворительная деятельность – помощь неимущим, голодающим, сиротам.
В это же время интенсивно строились храмы, монастыри, церковно-приходские и миссионерские школы. В 1903–1912 гг. в епархии было освящено 50 храмов, основано или восстановлено 8 монастырей и подворий… Трудно назвать область деятельности, где владыка не стремился бы свойственные ему упорство, актив-ность, ревностность употребить во благо Церкви.
Пекущийся о спасении душ, архипастырь не боялся враждующего против Истины мира и, подобно свтт. Василию Великому и Иоанну Златоусту, защищал православие от проповедей безбожия и разврата, которые стали тогда громко раздаваться с театральных подмостков. В 1907 г. саратовское духовенство выразило протест против зрелищ, имеющих безнравственный и богохульный характер, и было поддержано преосвященным Гермогеном.
С большой любовью и уважением относился к владыке Гермогену праведный Иоанн Кронштадтский, говоривший, что за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов) продолжат его дело. Предрекая мученическую кончину святителя, он писал ему в 1906 г.: «Вы в подвиге, Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
Протоиерей Сергий Четвериков так вспоминал о служении преосвященного Гермогена в Саратове: «С первых же дней моего пребывания в Саратове я узнал владыку Гермогена как народного молитвенника и народного наставника. Потом еще я узнал его как щедрого благотворителя… Особенно поражала в нем совершенно юношеская отзывчивость на всякое доброе начинание и полное пренебрежение к своему собственному удобству и покою. Он себе не принадлежал. В любое время дня к нему являлись гимназисты, и он выходил к ним беседовать… он мог поехать в гости к какому-нибудь мещанину… Когда я, будучи еще едва знаком с ним, заболел, он приехал навестить меня…»
В своей жизни епископ Гермоген был прост и нестяжателен. У него не было ничего своего, белье он носил общее с братией монастыря, где жил; когда у него изнашивался подрясник, ему выдавали другой из тех, которыми пользуются послушники; пищу он получал из общей монастырской трапезы; все определенные ему законом средства и те, что ему жертвовали, целиком отдавал на церковные нужды и раздавал неимущим. Его называли архиереем-аскетом.
Не для всех владыка был «удобен» в общении. Как человек прямой и нелицеприятный, он говорил всегда то, что считал нужным для пользы дела, невзирая на саны, титулы и могущие для него быть последствия. Защищая Церковь, мог быть резким, «непокладистым» и бескомпромиссным.
В конце 1911 г. на очередном заседании Св. Синода владыка резко разошелся во мнениях с обер-прокурором В. К. Саблером, который с молчаливого согласия многих архиереев спешно проводил некоторые учреждения и определения противоканонического характера (введение чина диаконис и богослужебного чина отпевания инославных). 7 января преосвященному Гермогену был объявлен указ за подписью Государя об увольнении от присутствия в Св. Синоде, 17 января 1912 г. последовало увольнение от управления епархией и направление на покой в Жировицкий монастырь Гродненской епархии. Одной из причин этой ссылки было резко отрицательное отношение владыки к Г. Распутину.
Начальник департамента полиции С. П. Белецкий писал, что, пребывая в Жировицах, «владыка смиренно переносил все невзгоды, служил в церкви, не отапливаемой зимой, с разбитыми рамами, жил, во всем себе отказывая, а на присылаемые ему изредка его попечителями деньги содержал фельдшера и аптеку, помогая фельдшеру, оказывая и сам медицинскую помощь всем, приходившим за таковой».
Святитель часто скорбел о будущем Церкви, Царя и Отечества и, плача, говорил: «Идет, идет девятый вал, сокрушит, сметет всю гниль, всю ветошь; совершится страшное, леденящее кровь – погубят Царя… непременно погубят».
В августе 1915 г. владыку перевели в НиколоУгрешский монастырь Московской епархии, где его ссылка и вынужденный «покой» продолжились…
Возвращение свт. Гермогена к активной деятельности практически совпало с отречением Николая II от престола: в начале марта 1917 г. владыка был назначен на Тобольскую кафедру и вновь стал епархиальным архиереем. Непоколебимо отстаивая истину во времена монархии, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою тобольскую паству он призывал «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена пред идолами революции и их… жрецами…» В то время Тобольск был местом заточения царственных узников; святитель как пастырь негласно оказывал им духовную поддержку, а большевики собирали на него «досье», намереваясь обвинить его в контрреволюционном монархическом заговоре – в условиях революционной России это могло стать самым тяжким преступлением.
Власти готовились к аресту владыки, а он, невзирая на это, назначил на Вербное воскресение 15 апреля 1918 г. крестный ход, перед началом которого призвал всех вознести всенародное моление Господу Богу о спасении погибающей Родины… После крестного хода его арестовали и заключили в Екатеринбургскую тюрьму. От ареста до мученической гибели оставался короткий период в 2 месяца. В одном из писем святитель писал: «Не скорбите обо мне по поводу моего заключения. Это мое училище духовное. Слава Богу, дающему столь мудрые и благотворные испытания мне, крайне нуждающемуся в строгих и крайних мерах воздействия на мой внутренний духовный мир».
Продержав владыку некоторое время в заточении, власти потребовали выкуп, но, получив его, вместо освобождения епископа арестовали членов делегации: протоиерея Ефрема Долганева, иерея Михаила Макарова и Константина Минятова. Их мученическая кончина предварила кончину владыки.
Вскоре владыку в числе других заключенных перевезли в Тюмень и доставили на пароходе к селу Покровское. Всех расстреляли, кроме епископа Гермогена и священника Петра Карелина. Их бросили в трюм, и пароход направился к Тобольску. Вечером 15 июня, когда священномучеников переводили с одного корабля на другой, владыка, подойдя к трапу, тихо сказал лоцману: «Передайте, раб крещеный, всему великому миру, чтобы обо мне помолились Богу».
Около полуночи с 15 на 16 июня на палубу парохода «Ока» сначала вывели иерея Петра Карелина, привязали к нему два больших гранитных камня и сбросили в воды реки. Та же участь постигла и владыку, до последней минуты непрестанно молившегося и благословлявшего палачей…
Честные останки епископа вместе с камнем весом более пуда были вынесены на берег реки, 3 июля обнаружены крестьянами и захоронены на месте обретения. 2 августа состоялось торжественное погребение сщмч. Гермогена в Софийско-Успенском соборе г. Тобольска.
Сщмчч. Гермоген, Ефрем, Михаил, Петр и мч. Константин причислены к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
3 сентября 2005 г. обретены мощи сщмч. Гермогена и перенесены в Покровский храм Тобольского кремля. В 2011 г. частица мощей святителя передана в Свято-Троицкий собор г. Саратова. Жители и гости города имеют счастливую возможность, приходя сюда, поклониться святому, который оказался готовым принять смерть, чтобы засвидетельствовать свою веру.
ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ
Обретены мощи священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского
Как рассказал архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий (Капалин), было известно, что святитель захоронен в северном приделе кафедрального Софийско-Успенского собора Тобольского кремля, однако точное место захоронения было неизвестно. При ремонте собора в 1995 г. было найдено десять захоронений архипастырей, относящихся к XVIII-XIX вв., а также цементный склеп, в котором находился гроб, запаянный в металл. Тут и возникло предположение, что это склеп священномученика (так как цемент — строительный материал ХХ века), однако чтобы удостовериться в этом, пришлось не один год изучать все относящиеся к делу архивные материалы, проводить изыскания и исследования, в которых принимали участие студенты Тобольской духовной семинарии. Окончательной идентификации места захоронения помогла трещина в стене собора, которая, согласно старым описаниям, стала основной приметой искомого места.
Получив благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вскрытие захоронения, при большом стечении верующих, в присутствии архиереев мощи были вскрыты. По словам Тобольского архиерея, все детали подтверждали, что найдены останки именно святителя Гермогена, причем тело и облачения хорошо сохранились, но были несколько увлажненными из-за проводимых некогда в соборе работ по осушению крипты. Последним и окончательным доказательством стали зубы почившего: по свидетельству архиепископа Димитрия, «они были как пилка» — известно, что когда архипастыря предавали мученической кончине, он пел «Христос воскресе!», и палачи били его прикладами по лицу, сбив зубы.
От гроба с телом исходило благоухание. Крестным ходом он был обнесен вокруг двора Тобольского кремля и помещен в Покровский храм, где была отслужена Божественная литургия. Сейчас мощи открыты для поклонения верующих.
Акафист священномученику Гермогену епископу Тобольскому
Для келейного чтения
Кондак 1
Взбранный воине Царя Небесного / и Христова стада наставниче, / добрый и изрядный пастырю священномучениче Гермогене / возсиявый на земли Сибирстей яко звезда Богосветлая / тем же яко имея дерзновение ко Господу, / просвещение нам даруй, да зовем ти: /
Радуйся, священномучениче Гермогене, / Сибирския земли светильниче.
Икос 1
Ангелов Творец, в Троице славимый, предуведевый чистого сердца твоего изволение, показа тя мирови быти истинного ревнителя благочестия и любви Христовой воплощение. Ведуще тя инока славна и пастыря предобра, дарова тебе подвигом добрым подвизатися и течение жизни временныя мужественно скончати, нас же научая тебе воспевать таковая:
Радуйся, Богом избранный наш пастырю;
Радуйся, увенчанный архиерейской благодатию;
Радуйся, чистым разумом Бога возлюбивый;
Радуйся, Господу усердно послуживый;
Радуйся, сердце твое в незлобии хранивый;
Радуйся, иго Христово от юности восприявый;
Радуйся, земли Сибирстей благодатное дарование;
Радуйся, со всеми святыми неба Церковного украшение;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 2
Видя благопромыслитель Господь души твоея доброту, направил твой помысл ко исканию единаго на потребу; ты же спасение души возжелав, навыкл еси взывати Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум божественный имея, всю суету привременныя жизни презрел еси, тем же оставив мир и вся яже в мире, приял еси чин ангельский, возрадовав и родителя своего в иерейском чине Богу служившего, сие изволение твое восхваляюще глаголем ти тако:
Радуйся, путем правым шествовал еси;
Радуйся, Царствие Божие обрел еси;
Радуйся, дом родительский оставивый;
Радуйся, за Христом последовавый;
Радуйся, образе кротости и смирения;
Радуйся, восприемниче Христова терпения;
Радуйся, яко Исаак в руки Божий себе отдавый;
Радуйся, любовию к небеси воспаривый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляем, в иноческом подвизе потщался еси Христу Богу непорочным житием благоугодити, в Троице певаемому Богу, яко орган златострунный, взывал еси: Аллилуиа.
Икос 3
Имея благодать священства, добре носиму в благоухающем сосуде души твоея, во граде Тифлисе нраву чистому и благочестию церковному, отроков юных научал еси, тем же видя тя, ревностью учительства пламенеющего, вопием ти сицевая:
Радуйся, помощи Божией непрестанное призывание;
Радуйся, отроков учащихся доброе воспитание;
Радуйся, юности присное вразумление;
Радуйся, буйства ея премудрое исправление;
Радуйся, страху Божию научаяй,
Радуйся, юные сердца благодатию исполняяй;
Радуйся, к жизни вечной руководствуяй;
Радуйся, от смерти греховныя спасаяй;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 4
Борения сердечныя и печаль душевную претерпел еси, священномучениче Гермогене, в подвизе учительстем неленостно пребывая, юноши к церковному служению уготовляя и преуспевати в житии благонравием, отечески наставляя, они же в грядущее жития своего время, с благодарностью пели Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Видя премногия труды твоя, Предвечный Архиерей наш, Господь Иисус Христос, жезл архипастырский и паству Саратовскую смотрению твоему вручи. Мы же о сем веселящеся, глаголем ти таковая:
Радуйся, вся степени иночества прошедый;
Радуйся, на престоле святительском возседый;
Радуйся, страже Церкви неустрашимый;
Радуйся, делателю винограда Христова неутомимый;
Радуйся, словам жизни научающий;
Радуйся, овцы заблудшие ко Христу призывающий;
Радуйся, во тьме седящия просветивый;
Радуйся, от погибели их сохранивый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 5
Боготечную звезду показа тя на небесех в сонме священномучеников, Господь Вседержитель, зане и на земли был еси звезда светлая, осиявающая царство православное и путеводствуя ко угождению Единому Богу, во еже воспевати Ему: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше тя Россия, яко дерзновеннаго служителя в годину тяжкую для Церкви и народа православного, возвышающаго голос свой за веру и Отечество и сохранение в чистоте заветов апостольских, дивишася подвигу твоему, сего ради и мы до сего дне озаряеми светом твоим, взываем ти:
Радуйся, молитвами сердце свое освятивый;
Радуйся, умныя очеса твоя к небесем возводивый;
Радуйся, вечное спасение возвестивый;
Радуйся, добрый воине Христов явивыйся;
Радуйся, славу небесную паче всего возлюбивый;
Радуйся, в Едином Бозе спасение улучивый;
Радуйся, устами твоими премудрость глаголавый;
Радуйся, светильниче, во тьме века сего возсиявый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 6
Проповедник Евангелия и ревнитель благочестия, словом и житием твоим был еси святителю Гермогене. Не устрашился еси поношения человеческого и нападений вражиих. С кротостию и долготерпением принимал еси их яко из руки Божии, Ему же и взывал еси: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси на тверди церковней яко светильниче Божий, отче Гермогене, в пастве твоей явился еси наставниче веры, высоты духа и крепосте благочестия. Во граде Саратове и Царицыне во всенародном пении, ходы Крестные и Богослужения непрестанныя, совершал еси, предъуведа времена смутныя. Тем же достойно славим тя:
Радуйся, пастырю не себе угождаяй;
Радуйся, стадо Христово добре сохраняяй;
Радуйся, жезлом правды нечестие сокрушивый,
Радуйся, врагов церкви ревностно обличивый;
Радуйся, ограда крепкая неправедно обидимым; (или:
Радуйся, Иоанном Кронштадтским благословенный;)
Радуйся, защищение, правды ради ненавидимым; (или:
Радуйся, защищение страждущим усердный;)
Радуйся, меча духовнаго в ножны не вложивый;
Радуйся, венец мученичества от Господа получивый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 7
Хотя Человеколюбец Господь, испытати тя яко злато в горниле, разлучив тя от паствы Саратовския и в обитель Жировицкую всели, идеже всецело предавшись подвигу и молитве, братиею возлюблен был еси, за вся благодаря Бога и радостно вопия Ему: Аллилуиа.
Икос 7
Новая и необоримая стена и ограждение нерушимое обители Жировицкия дарова тя Господь, яко подвижника благочестия, преподобне Гермогене. В молитве и плаче о неведущих и заблудших, непоколебимо подвизался еси, и в подобие Христово облеклся еси. Сего ради молитвами твоими свободи нас от работы вражия и научи нас Единому Богу служити, восхваляющих тя сице:
Радуйся, ангелов житием удививый;
Радуйся, от страстей себя свободивый;
Радуйся, горняя мудрствовати научивый;
Радуйся, человечество во Христе прославивый;
Радуйся, Христовых заповедей исполнителю;
Радуйся, благочестия ревнителю;
Радуйся, непреклонный Православия исповедниче;
Радуйся, иноческих уставов защитниче;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 8
Смутное время бед и скорбей попусти Господь народу Русскому, хотя отделити пшеницу от плевел и прославити рабов своих, мы же терпению их непоколебимому за веру Православную научаемся, славяще Христа Бога, дивного во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.
Икос 8
Вся премудро устрояя, Господь, дарова тя архипастыря земли Сибирския, быти уставам церковным хранителю и в дни смуты для всех покровителю, радующееся о твоем к нам пришествии, воспеваем ти таковая:
Радуйся, веры утверждение
Радуйся, надежды вселение;
Радуйся, любовь Христову являяй;
Радуйся, Богомудрыя умы услаждаяй;
Радуйся, Боголюбивых душ увеселение;
Радуйся, телес наших исцеление;
Радуйся, об отечестве нашем печальниче;
Радуйся, Тобольския кафедры священноначальниче;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 9
Вси люди паствы Тобольския видевши тя, святителю, немолчного проповедника и щедрого благотворителя, любовию Христовою, яко отца о чадех своих исполненного, и пред престолом Божиим о нас предстателя, единогласно воспеша Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство песненное наше не возможет по достоянию изрещи труды твоя, святителю Гермогене, подвигом бо добрым подвизался, службы Божественныя совершая, благочестие проповедал и любовию ко Господу Иисусу горя, сего ради прими от нас похвалы сия:
Радуйся, святыя молитвы совершаяй;
Радуйся, в трудах неленостных пребываяй;
Радуйся, яко во бдениих усердствовал еси;
Радуйся, яко бесстрастие Христово стяжал еси;
Радуйся, смирения и незлобия учителю;
Радуйся, терпения и миролюбия хранителю;
Радуйся, враги своя любити научаяй;
Радуйся, любовию вражду побеждаяй;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 10
Спасение вечное всем устрояя, определи тебе Господь краткое время святительства твоего на земли Сибирстей, идеже волны нестроений и междуусобныя брани воздвизаемые врагом спасения быша. Ты же, яко адамант веры непоколебимо пребыл еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена тверда и град необорим пребывая прещения мучителей не убоялся еси, святителю, крестным ходом град Тобольск освящая и царственных узников с высоты Кремля благословляя. Мы же дивящеся крепости духа твоего поем тебе таковая:
Радуйся, Царя Небеснаго добрый воителю;
Радуйся, царя земнаго верный служителю;
Радуйся, мирскаго мятежа укрощение;
Радуйся, христианскаго подвига возвышение;
Радуйся, мучителем посмеявшийся;
Радуйся, за подвиг исповедничества крепко взявшийся;
Радуйся, сие до конца претерпевший;
Радуйся, верным чадам образ добрый явивший;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 11
Подвиг мученический, оковы тяжкие, изгнание дальнее и заключение темничное претерпел еси, святителю, егда на мученичество взят был еси людьми злонравными и неверными и во единем граде, во едино время с царственными страстотерпцами пребывал еси, дондеже достигл еси восхода на Голгофу страданий твоих, поя укрепляющему тебя Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Слышавши, верныя чада твоя о узах твоих во Екатеринограде, потщашася о освобождении твоем, но не возмогоша преодолети коварство мучителей и от них пострадавши победными почестьми от Господа венчалися есте, положивше души своя вкупе с пастырем своим. Мы же подвиг ваш восхваляющее вопием вам сице: Радуйтеся, священномученицы: Ефреме, Петре, Михаиле, подвиг свой совершившии; Радуйтеся, мучителевым обманам пренебрегши.
Радуйся, мучениче Константине, на подвиг себе отдавый;
Радуйся, священномучениче Гермогене, за Господа пострадавый.
Радуйся, за Камень веры, Христа, в воду вверженный.
Радуйся, с каменем на персех твоих обретенный;
Радуйся, яко тело твое нетленно явися; Радуйтеся, яко Царствие Божие вам верно дадеся;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 12
Благодарение возсылая Богу и путь земного жития мученически скончавая, кротко молился еси с пострадавшими с тобою в реце Туре и по мале времени, нетленно обретается на брезе речнем тело твое и честне во град Тобольск приносится и во гробе святителя Иоанна погребается, и ныне прославляется от христианских родов, вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Пение у гроба твоего, угодниче Божий святителю Гермогене, прими от нас, совершающих память твою, аще и на многая лета сокрыта бысть память твоя, но невозможно есть укрытися светильнику под спудом. Богу же вся мудро устрояющему и светильник веры твоей на свешнице поставляющий и скорого помощника нам являющаго, да вопием тебе таковая:
Радуйся, добрый подвиг совершивший;
Радуйся, тело нетленное благодатию явивший;
Радуйся, яко сие честне в церкви погребеся; ,
Радуйся, яко оное на исцеление верным дадеся;
Радуйся, яко силу воскресения Христова являеши;
Радуйся, яко зарю всеобщего воскресения показуеши;
Радуйся, истины Православия несомненное уверение;
Радуйся, веры благодатной неложное извещение;
Радуйся, священномучениче Гермогене, Сибирския земли светильниче.
Кондак 13
О священная главо, святый священномучениче Гермогене, ты бо Господа Иисуса Христа всею душею возлюбил еси и за веру Православную и Церковь святую пострадати изволил еси и на небесех мзду трудов твоих восприял еси, но и нас на земли тебе чтущих не оставил еси, услыши нас прославляющих и молящих Тя: да умножится в нас благодать Божия очищающая и освящающая души наша, да улучивши спасение вечное благодарственная вопием Богу: Аллилуиа.
Сей Кондак читается трижды. Посем Икос 1 и Кондак 1
Подготовлено по материалам:
по книге «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века», составленные игум. Дамаскиным (Орловским), июнь
Православного церковного календаря — azbyka.ru
Священномучениче Гермогене,моли Бога за нас и страну нашу Российскую!!!