Праздник Обрезания Господня

Праздник Обрезания Господня

Предмет праздника и отношение его к жизни христианской

В восьмой день после праздника Рождества Христова Церковь совершает праздник Обрезания Господня в воспоминание того, что Господь наш в восьмой день после рождения Своего, подобно прочим иудейским младенцам, был обрезан (Лк. 2; 21) по закону иудейскому (Быт. 17; 12) и, как Спаситель и Господь мира, назван Иисусом, по предвозвещению о том Ангела еще до зачатия Его (Лк. 2; 21).

Иисус Христос принял обрезание как для показания, что Он есть «истинный человек, а не с призраком только плоти», так и для того, чтобы исполнить всяку правду, — весь закон, которому человек сделался повинным и оставался должным; — а таким образом освободить нас от клятвы законныя (Тал. 3; 13). «Не устыдеся, — воспевает наша Церковь в праздник сей, — всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися: но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет». — Пример Спасителя учит нас постоянному соблюдению Закона Божия и напоминает о внутренней чистоте и святости, или духовном обрезании, свойственном сынам Нового Завета, — «обрезании по внутреннему человеку» (Рим. 2; 29), состоящем в совлечении тела грехавного плоти (Кол. 2; 11), то есть в отсечении всех нечистых помыслов, движений, чувствований и пожеланий плотских, или — в перемене жизни порочной и беззаконной на жизнь добродетельную и Богоугодную.

Начало праздника

Праздник Обрезания Господня, по отношению к некоторым другим Господским праздникам, получил свое начало, или, по крайней мере, сделался известным в истории уже в позднейшее время. Впрочем, из беседы Максима Тавринского, или Пиемонтского, сказанной им на день Обрезания, видно, что этот праздник, без сомнения, существовал уже в V веке; а из «Бесед»: Григория Нисского, Амфилохия Иконийского и Амвросия Медиоланского следует, что он был известен еще в IV веке.

Намерение Церкви при учреждении сего праздника

Можно думать, что праздник Обрезания Господня установлен был сколько для воспоминания Обрезания Иисус Христова, столько же для отвлечения христиан от участия в языческом празднестве, известном под именем январских календ, которое совершалось в первых числах января со всеми языческими бесчиниями. Мысль эта подтверждается тем, что в беседах отцов Церкви на оный день до VI века были сильные обличения языческих календ. Сверх этого, основываясь на словах Епифания, что: «Иисус Христос, между прочим, обрезан был для того, дабы вопреки мнению утверждавших, что Он имел воображаемое только тело, показать, что Он принял на Себя истинную плоть человеческую, или, что то же, во всем подобен был прочим человекам, кроме греха,» — можно догадываться, что установление праздника Обрезания Господня направлено было и против ереси манихеев, между прочим утверждавших, что Иисус Христос по видимому только родился, а не на самом деле.

История праздника

Праздник Обрезания Господня, как замечает Бароний, первоначально был днем сетования и плача. Христиане, в отличие от язычников, более прочих времен года, осквернявших это время, старались проводить его с особенной чистотой и святостью, в посте и молитвах. «В продолжение сих дней, — говорит святой Августин, — мы постимся для того, чтобы, когда они (язычники) радуются, нам за них плакать». «Поелику, — гласит 18 правило II Туронского Собора, бывшего в 571 году, — между Рождеством Христовым и Богоявлением в каждый день суть празднества: то да обедуют и монахи, исключая те три дня, в которые отцы наши, для искоренения языческого обыкновения, учредили в Церкви петь особенные литии, то есть во время генварских календ, и в осьмой час самых календ умилостивлять милосердого Бога литургией». Уже в VI веке, если не позже, когда отцы Церкви, при усильном старании, ослабили у язычников и христиан празднование январских календ, праздник Обрезания Господня явился в настоящем его виде, то есть вместо плача и сетования стал совершаться в веселии и радости, какие свойственны христианским праздникам. Это можно видеть из того, что позже VI века уже не видно у отцов Церкви бесед, направленных против январских календ; между тем как до VI века они все почти писали против этого языческого праздника. Впрочем, во Франции, по свидетельству Бержье, первый день января и после сего долго был днем покаяния и поста для истребления суеверных обычаев и беспорядков, которым люди предавались в этот день и которые не что иное были, как остаток от язычества.

Особенность праздника

В праздник Обрезания в Российской Церкви после литургии совершается молебен о новолетии, что началось с того времени, как император Петр Первый, в сообразность европейскому летосчислению, повелел считать начало нового года с 1 числа января, вместо прежнего числа с 1 сентября: почему 1 число января в простом разговоре чаще называется новым годом, нежели Обрезанием.

Происхождение службы

В службе на праздник Обрезания Господня канон есть творение Стефана Савваита, творца канонов, жившего в VIII веке; а остальное неизвестно, кем и когда составлено.

Проповеди святых отцов

Проповеди на этот праздник, кроме упомянутых отцов: Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Амвросия и Максима Гавринского, находятся еще в сочинениях Афанасия, Кирилла Александрийского и Андрея Критского.

Продолжение праздника

Праздник Обрезания Господня продолжается один день и соединяется с празднованием памяти святого Василия Великого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *