Апостольская миссия Григория Шелихова

Шелихов

Город Шелехов назван в честь российского Колумба, путешественника, землепроходца, мореплавателя, купца и основателя Русско-Американской компании Григория Ивановича Шелихова.

Началом целенаправленного освоения Русской Америки можно считать организованную в 1783 году экспедицию под руководством Григория Шелихова. Шелихов с компаньонами отправил три корабля на Аляску, где им было основано первое русское поселение на острове Кадьяк. В 1787 он снарядил еще два судна и продолжил освоение Курильских островов и Аляски. На Аляске Шелихов проводил различные исследования, основывал новые поселения, обучал местных жителей ремеслу и хлебопашеству. Небезынтересно отметить, что именно Шелихову приписывают авторство названия «Русская Америка».

Острова Беринга славились огромным лежбищем котиков и моржей, что привлекало внимание охотников. Туда направились наиболее смелые и предприимчивые купцы, а может быть, и разбойники. И в конце XVIII века с Алеутских островов потоком пошла пушнина. Этих предпринимателей удалось объединить Григорию Шелихову, купцу из Курска, который в конце XVIII века вместе с купцом Голиковым объединил предпринимателей. Была создана Российско-Американская компания по освоению Алеутских островов и Аляски. Последняя, благодаря энергии и уму Шелихова, очень быстро нашла признание и в Иркутске, и в Москве, и в Петербурге. Григорий Шелихов получил права и привилегии для компании у императрицы Екатерины II. Почти сразу после этого, в 1784 году, на Алеутские острова был направлен корабль с первыми поселенцами; 130 человек поселились на острове Кадьяк, большом острове, близлежащем к Америке.

Примерно в это же время Шелихов послал в Священный Синод и императрице прошение о том, чтобы направить духовенство для просвещения местного населения, крещения, строительства храмов и организации церковной жизни на Алеутских островах и на Аляске. Это прошение было рассмотрено в 1793 году, и в том же году Петербургский митрополит Гавриил и Священный Синод вынесли решение направить на Аляску миссию; началась подготовка к организации этой миссии. Шелихов вел дела с большим размахом и очень быстро стал одним из самых богатых людей Сибири. Все расходы по миссии он брал на себя. Он планировал строительство храмов, школ, подбор способных мальчиков и направление их в Иркутск, в семинарию. Первых мальчиков, не дожидаясь миссии, он вывез сам в Иркутскую семинарию. Он осуществил планомерную, широкую, систематическую работу по духовному просвещению не только местного, но и русского населения. На Алеутских островах в то время жило примерно 10 тысяч алеутов, на Аляске жили алеуты, эскимосы и различные племена индейцев, прежде всего колоши.

Алеуты в те времена были очень мирным, детским, простым, доверчивым народом; они поклонялись светлым и темным духам, духовному существу Инуа; это – духовная жизненная сила. Вся природа жила этой энергией и была причастна как бы единой душе Инуа. Алеуты вели кочевой образ жизни, жили в чумах из звериных кож, как эскимосы и другие народы, и занимались рыбной ловлей и охотой; они почти не знали земледелия.

Приход русских на Алеутские острова был неоднозначен: с одной стороны, это несравнимо более высокий культурный и духовный уровень, с другой – хищничество, пьянство, которые шли вместе с первыми предпринимателями. Шелихов мудро направлял деятельность своих подчиненных по пути мирного и доброжелательного привлечения местного населения к делам компании. Но другие его соратники часто действовали совсем по-другому: шел грабеж местного населения и эксплуатация по хорошо известным на юге и западе Америки образцам отношения к неграм и индейцам, т.е. превращения алеутов, колошей и эскимосов в рабов. Эти тенденции в то время были и в России.

Первое русское поселение упрочилось примерно в 1786 году по образцу сибирских острогов – с крепостью, с пушками, с гарнизоном. Русское население в основном жило в этих укрепленных пунктах, в фортах; оно занималось охотой, добычей пушнины и торговлей с местными племенами.

Когда Григорий Шелихов от имени компании в 1793 году обратился в Синод, на Аляске еще не было ни одного православного священника, но сотни людей были крещены. В частности, это было связано с тем, что поселенцы брали жен из местных алеутов или эскимосов и крестили их так же, как и своих детей. Священный Синод (при обер-прокуроре Мусине-Пушкине) под председательством митрополита Петербургского Гавриила вынес решение о создании миссии по указанию императрицы Екатерины II, и началась работа по ее созданию. Уже в сентябре 1793 года для Американской миссии были подобраны первые монахи из Валаамского монастыря. Священный Синод рекомендовал иеромонаха Иосафа Болотова (1757-1799) в качестве начальника миссии, который единственный имел богословское академическое образование, и возвел его в сан архимандрита. В составе миссии иеромонах Макарий (Александров) 1750 года рождения из Орловской губернии, из крепостных, получил вольную, подвизался в Коневском монастыре. Ювеналий (Говорухин), ему в то время было 32 года,  из Екатеринбурга, монах Валаамского монастыря. Иеродиакон Нектарий (Панов), из купцов, монах Валаамского монастыря, принял сан иеромонаха. Афанасий (Михайлов), немного более 30 лет, из крепостных, из Москвы, получил вольную и жил монахом в Валаамском монастыре. Монах Герман родился в Серпухове, 16 лет попал в Строевский монастырь под Петербургом, через пять лет перешел в Валаамский монастырь.

Миссия направилась через Москву на восток; ее вез лично Григорий Шелихов. В Москве присоединились брат архимандрита Иосафа, иеромонах Ювеналий, постриженный с именем Стефан, и послушник Иосаф. Они прибыли в Иркутск, затем по Лене добрались до Якутска, на лошадях – до Охотска; Шелихов посадил их на корабль и отправил на Кадьяк. Прибыли они туда 24 сентября 1794 года. Этот день считается началом православной жизни на американской земле.

В это время на Кадьяке жило примерно 220 русских и около 8 тысяч алеутов. Строилась пристань, в порту и форте были деревянные укрепления. Началась церковная жизнь – строительство первого храма и работа с алеутами и индейцами. С последними было трудно. Гордые воинственные индейские племена находились во враждебных или даже воинственных отношениях с русскими. С алеутами было проще. Иеромонахи начали ездить от острова к острову и проповедовать и крестить уже в значительной мере подготовленных к крещению алеутов. Алеуты приняли православную веру просто, по-детски и начинали учиться жить по-христиански.

После смерти Шелихова компания перестала поддерживать миссию, она была оставлена без поддержки.

Источники:

Железняк С.Е. «История православных миссий»;

«Из истории освоения Русской Америки» — http://www.ikz.ru/siberianway/russian-america.html.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *